Назад в «Новости»

От теории к практике. Как российские студенты покоряют автоспорт

На предстоящем мероприятии GARAGE FEST Игора Драйв 2023, который пройдет 5-6 августа на Автодроме «Игора Драйв» будет много развлечений: 4-часовой марафон Российской серии гонок на выносливость (Russian Endurance Challenge), 4-й этап региональной дрифт-серии RDS Europe, выставка редких автомобилей «Автокультура», выставка промодов и дрэгстеров — участников Чемпионата по дрэг-рейсингу RDRC и концертная программа. Но в дни фестиваля на «Игоре Драйв» будут и те, кто не сможет поболеть за лучших кольцевиков и дрифтеров страны, не сможет вдоволь попрыгать под песни Леонида Агутина, Владимира Преснякова и Мари Краймбрери. Речь об участниках «Инженерного соревнования Формула Студент». Что это такое?

Международный образовательный проект Formula Student был основан SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров) в 1998 году. В соревнованиях участвовали команды технических университетов со всего мира. В 2007 году Россию на них впервые представлял Московский автомеханический институт (МАМИ), затем вошедший в Московский политехнический институт. За «мамишниками» потянулись и другие ВУЗы: МГТУ им. Баумана, МАДИ, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие. Сегодня в нашей стране проводится собственный национальный отбор «Формулы Студент», в котором принимают участие команды из лучших технических ВУЗов нашей страны.

За один год команда, собранная исключительно из студентов, проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили. Болид должен быть построен в соответствии с техническим регламентом проекта, который обновляется каждый год. Для победы участникам команды приходится решать не только конструкторские и технологические задачи, но и финансовыми с кадровыми. Таким образом, GARAGE FEST Игора Драйв 2023 станет для студенческих команд со всей страны финалом работы на протяжении всего года.

Для студентов соревнование начнется еще 3 августа, когда проходит так называемая защита конструкций: участники команды представляют свой проект судьям и отвечают на их подробные вопросы о проектировании автомобиля и его конструкции. Важнейшая составляющая успеха — экономическое обоснование проекта. В эти же дни автомобили проходят и первые реальные испытания: на уровень шума, на торможение и обязательно на «подъемном столе», где машину наклоняют под разными углами и проверяют на вытекание технических жидкостей.

Как правило, на этом этапе у автомобилей возникают различные технические неисправности, которые команды могут исправить за отведенное не это время. Если у них это не получается, их снимают с соревнований. Порой студенты привозят не полностью готовые автомобили, прекрасно понимая, что не пройдут в финал. Их главная задача — набраться опыта, выслушать вердикт жюри, посмотреть на работы коллег и познакомиться с единомышленниками. При этом такие команды все равно получают очки за статические испытания.

Те, кто допускаются до спортивных состязаний, получают очки за динамические испытания. Именно этот этап «Формулы Студент» и увидят посетители GARAGE FEST Игора Драйв 2023. Среди упражнений, которые нужно будет выполнить пилотам команд: заезды на ускорение, «восьмерка», гонка на выносливость, а также проверки на энергетическую эффективность электромобилей и топливную экономичность автомобилей. Да-да, вы не ошиблись: студенческие команды строят не только спорткары с ДВС, но и с электромоторами! А в этом году к ним добавятся еще и беспилотники.

Большие гонки Московского Политеха
Представьте, еще в мае вы учились в школе, готовились к экзаменам, а уже осенью вы становитесь частью гоночной команды и отправляетесь на гоночную трассу, чтобы обслуживать автомобиль легендарного Романа Русинова — самого успешного российского пилота в гонках на выносливость. Сказка? Правда жизни Московского политехнического университета!

После запрета для российских спортсменов выступать в международных соревнованиях под флагом своей страны команда G-Drive Racing приняла решение свернуть свою гоночную программу в WEC и ELMS, чемпионатах мира и Европы по гонкам на выносливость, и сосредоточилась на Российской серии гонок на выносливость REC. Причем, в Российской серии гонок на выносливость за обслуживание гоночной машины команды стали отвечать… студенты Московского Политеха, с котором у Романа Русинова давние отношения. Среди членов команды были даже студенты первокурсники, которым выпала честь работать не только с Русиновым, но и с самым успешным россиянином в Формуле 1 Даниилом Квятом, который делил с Романом кокпит спортпрототипа G-Drive G01 во время 4-часового марафона на гоночной трассе «Игора Драйв» во время GARAGE FEST прошлого года.

Студенты отвечают за сборку и настройку автомобиля, его обслуживание до и во время гонки, а также пит-стопы. Причем, в команде достаточно много девушек! Конечно, нехватка опыта порой дает о себе знать, и студенты порой совершают ошибки, за что получают нагоняй от Русинова. Но для Романа победы в REC — не самоцель. Главное — развитие российского автоспорта, ради которого он и участвует в этом проекте.
«Первоначально мы хотели, чтобы студенты Московского Политеха имели возможность стажироваться в нашей международной команде, но так как команда стала российской, мы очень быстро переформатировали сотрудничество в реальную гоночную команду. Мы взяли ребят и начали их обучать с точки зрения мирового подхода. То есть сразу топ-уровень. Это было непросто», — рассказывает Русинов.
Также в прошлом году G-Drive Racing и Московский политехнический университет запустили совместную магистерскую программу «Гоночный инжиниринг». Наставником проекта стал спортивный директор G-Drive Racing Роман Русинов, а руководителем образовательной программы – директор инженерного направления Московского Политеха Пабло Итурралде.

В рамках программы студенты занимаются разработкой и внедрением гибридной энергоустановки для российского гоночного прототипа. Вполне вероятно, что мы также увидим их детище в рамках этапов Российской серии гонок на выносливость. Ведь сотрудничество с G-Drive Racing — лишь один из проектов политеха. Так команда Formula Dream Racing, созданная в 2006 году студентами МАМИ как раз для участия в международной «Формуле Студент» последние пять лет занимается доработкой российского спортпрототипа Fenix. За это время аэродинамика автомобиля была полностью изменена, шасси переработано, а также внедрена телеметрия — система передачи данных автомобиля. И все это проверено в гонках, ведь Fenix регулярно участвует в марафонах REC.

Еще один регулярный участник Российской серии гонок на выносливость — Marussia GT. Главный конструктор проекта Marussia, в прошлом студент МАМИ, а ныне преподаватель Московского Политеха Игорь Ермилин отдал один из российских спорткаров студентам, которые построили на его базе гоночный автомобиль. Под капотом прописался двигатель V8 4.2 концерна Volkswagen, машина получила развитую аэродинамику и телеметрию и дебютировала в Российской серии гонок на выносливость в составе команды IY Engineering.

Пилотами студенческих гоночных машин также стали гонщики с мировым опытом: Константин Терещенко и Виталий Ларионов. За плечами Константина — выступления в Формуле-Renault, GP3 и World GT Challenge за рулем суперкара категории GT3. Ларионов боролся в Формуле-Renault с нынешними звездами Формулы 1 Джорджем Расселом, Алексом Албоном и Ландо Норрисом.

При этом студенты Политеха не сидят на месте — и Fenix, и Marussia GT постоянно дорабатываются и в межсезонье, и прямо по ходу гоночного сезона. Так в 2023 года Marussia GT попала в аварию, но ребята не просто восстановили ее до оригинальной версии, а внедрили целый ряд улучшений. Машина получила новый диффузор с улучшенной аэродинамикой, новую передную структуру безопасности и новый, более легкий передний капот. Именно в таком виде машина будет выступать на 3-м этапе Российской серии гонок на выносливость, в рамках GARAGE FEST Игора Драйв 2023, который пройдет 5-6 августа на Автодроме «Игора Драйв».